Предмет "ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ И ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ"

Двухлетний курс

АННОТАЦИЯ

Этот цикл предназначен для систематического знакомства учащихся с основными понятиями науки человековедения и их проявлениями в человеческом поведении, характере и судьбе. Высшие архетипы - это наиболее абстрактные философские принципы, такие, например, как Ян (мужское начало) и Инь (женское начало), Творение, Осуществление и Растворение, Глобальность и Локальность, Символичность и Содержательность и т. д. Эти принципы лежат в основе человеческой психики и проявляются в соответствующих им модальностям (качествам, особенностям) поведения человека - как внешнего, так и внутреннего.
Изучение предмета "Высшие архетипы и человековедение" предполагает выработку учащимся большой внутренней эмоциональной, жизненной и мировоззренческой устойчивости, и одновременно - внешней подвижности, которые необходимы любому человеку, претендующему на звание "человековеда", к какой бы гуманитарной профессии он себя ни относил, будь то адвокат, юрист, врач, учитель, администратор, менеджер, поэт, писатель, журналист, телеведущий или домохозяин.
Цель этого предмета - практическое освоение учащимся на психологическом и жизненном материале фундаментальных философских категорий, лежащих в основе современной психологии и астрологии. Высшие архетипы проявляются как в главных контурах и ритмах судьбы человека, так и в стилистике его поведения и восприятия и внутреннего переживания мира. В одном аспекте эта стилистика является врожденной и не подлежит изменению, а в другом, наоборот, управляема человеком и является мощным средством внутренних и внешних изменений, производимых в фоновом режиме. Практических приложений у этого предмета много, в частности, на нем базируются все остальные предметы школы "Человек среди людей", а кроме того, он может дать язык для выработки человеком персонального мировоззрения, а также является основой для недраматической (то есть "терапевтической" в истинном смысле слова) психотерапии.
В заданиях по предмету имеются упражнения, которые следует выполнять ежедневно, добиваясь успокоения ума и формирования устойчивого взгляда на себя и внешний мир, в частности, упражнения, предполагающие систематическое самонаблюдение и ведение дневника.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ВОПРОСЫ
Первый год обучения (8 заданий)

Тема 1. Диадическая семья: архетипы Ян и Инь. Активное и адаптивное начала в человеке и их проявления в различных сферах его жизни.
Активность или адаптивность? Что такое настоящая женщина и истинный мужчина? Кому служит удача: тем, кто ее ждет или тем, кто ее добивается? Зачем подсознанию нужна вежливость?

Тема 2. Холистическая семья модальностей: локальная и глобальная. Принципы конкретизации и обобщения и их оформление в психике и жизни человека.. Динамика локального и глобального.
Что такое обобщение и когда оно бывает уместным, а когда - преждевременным? Как и когда следует бороться со стереотипами? Всегда ли нужно искать корень зла и точку наибольшей болезненности? Что такое системный подход и всегда ли он психологически необходим?

Тема 3. Диалектическая семья модальностей: творительная, осуществительная и растворительная модальности и их проявления в жизни и психике человека.
Искусство начинать, продолжать и завершать. К чему в этой жизни следует привязываться и как? Обязано ли обыденное быть скучным? Можно ли не бояться свежих новостей? Способен ли человек регулировать свое отношение к смерти?

Тема 4. Высшие архетипы и модальности. Комплексные модальности. Модальности в коммуникации. Реверсивные и синастрические модальности.
Как модальности могут комбинироваться друг с другом? Как незаметно поддержать или оборвать коммуникацию? На что мы раздражаемся и что любим в окружающих людях?

Тема 5. Триадическая семья модальностей: синтетическая, качественная, предметная. Иерархическая структура психики и личности.
Триада: имя, свойство, проявление. Какую роль в нашей жизни играют имена объектов? Что стоит за качествами характера? Откуда взялась идея структурного программирования? Желания как программы и их проявления. Чем определяется сила личности?

Тема 6. Логистические модальности: символическая и содержательная. Символ и его значение.
Что такое понимание? На каком языке следует искать смысл жизни? Можно ли перевести стихи? Объективное и индивидуальное в мышлении - в чем разница?

Тема 7. Эзотерические модальности: тонкая, плотная, восходящая, нисходящая. Понятие вертикального направления. Принципы влияния и управления.
Понятия смысла и значения символов. Чем смысл отличается от содержания? Может ли машина мыслить? Тонкий мир как управитель плотного: мозг и тело, сознание и действие, пилот и самолет, власть и народ. Чем отличаются журналисты от писателей, а писатели от критиков? Когда в моде поэзия? Как отличить мелкое недомогание от настоящей болезни? Каким должно быть правильное функционирование сложной системы?

Тема 8. Человеческое "я": субличности и модальности. Управляющие и служебные субличности. Субличности, соответствующие высшим архетипам.
Как высшие архетипы проявляются в психике? На что опираются добродетели? Что такое неудача с точки зрения подсознания? Что мы уносим в следующую жизнь?


Второй год обучения (8 заданий)

Тема 9. Каббалистический архетип. (4 задания)
Тонкие тела и их роль в жизни человека.
Атманическое тело – жизненная миссия и главный идеал.
Буддхиальное тело – ценности, большие цели, установки и роли.
Каузальное тело – события и поступки.
Ментальное тело – мысли и образы.
Астральное тело – эмоции и чувства.
Эфирное тело – ощущения и биоэнергетика.
Физическое тело – шаг за шагом.

Тема 10. Эволюционный архетип. (4 задания)
Что такое эволюционное развитие и эволюционная лестница? От муладхары до сахасрары с передышками.
Муладхара: быть или не быть?
Свадхистхана: процветание и бесконтрольное размножение.
Манипура: порядок.
Анахата: любовь пространственная и Божественная.
Вишудха: пространственные формы.
Аджна: универсальные символы.
Сахасрара: пуп Вселенной.

ЛИТЕРАТУРА

Книги Авессалома Подводного:
"Высшие архетипы - опыт психологического исследования"
"Покрывало майи, или Сказки для невротиков"
"Психология для астрологов"
"Архетипы психики"
"Искусство общения"
"Человек Многоликий"
"Тонкие тела"